Высотные здания можно рассматривать как ценные объекты недвижимости, произведения искусства или символы престижа. Для Дэвида Малотта, партнера-основателя Нью - Йоркской архитектурной фирмы AI и бывшего председателя Совета по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH), они - не что иное, как будущее человечества.
“С планетарной точки зрения, по мере роста населения мира, мы должны компактировать след цивилизации", - говорит он.
Урбанизация, как отмечает Малотт, по-прежнему является мировой тенденцией. Сейчас в развитых странах, города, которые когда-то были подвержены постпроизводственному упадку, теперь переживают ренессанс, поскольку становятся центрами технологий и экономики, основанной на сервисе. “Люди снова хотят жить в городах. Вот где энергия. Вот где есть возможности.”
По мере того, как прибывают новые жители, наиболее энергоэффективный и экономичный способ разместить их и бизнес, которым они заняты, - это вертикально, в высоких и сверхвысоких зданиях (более 300 м) с прямым сообщением с транспортом и другой инфраструктурой, говорит Малотт. Это уже привело к наращиванию высотного строительства, а также огромному, как никогда прежде, интересу среди инженеров к способам построить более высокие, умные и более удобные для пользователя здания.
“Я думаю, что мы еще только в начале всего этого. За последние 20 лет построено больше высотных зданий, чем за предыдущие 100 лет, и темпы этого только ускоряются. Общая траектория - это движение вверх, а не вовне", - сказал он.
"СБОРНЫЕ" ЗДАНИЯ
С точки зрения инженерии, говорит Малотт, мы скоро сможем построить здания высотой в милю (1600 м), используя ту же фундаментальную технологию, которая использовалась в течение последних 40 лет. Постепенные улучшения составов стали и бетона, ассортимента строительных материалов, толкали высоту зданий вверх на протяжении десятилетий, но сейчас превышение нынешнего порога требует того, что называется “квантовым скачком в инновациях.”
Малотт приводит в качестве одного из таких скачков появление KONE UltraRope, где стальной кабель лифта заменили на углеродное волокно.
Он считает, что другие инновационные достижения, всего через год или два, также сделают возможным переход от стали и бетона к органическим материалам на основе углерода. Одним из примеров является возобновление интереса к дереву, в частности к древесине в сочетании с бетоном для изготовления композитных конструкций, в качестве строительного материала для высотных зданий. По его словам, этот материал уже используется для создания зданий до 20 этажей.
Также, прогресс был достигнут в использовании спресованных ножек грибов, смешанных с деревянными щепками как изолирующего материала. Малотт предсказывает, что в будущем, возможно, через пару десятилетий, в составе зданий появятся материалы, пропитанные бактериями, которые могут реагировать на тепло и становиться пористыми.
“Гораздо более экологично выращивать материалы вместо того, чтобы добывать их, и соединять материалы вместе в более прочные составы, чем плавить сталь", - говорит он.
“Я хочу исцелить и восстановить нашу планету, потому что мы не в состоянии просто поддерживать то, что у нас есть. Мы должны сделать что-то кардинально другое. За взращиванием и строительством зданий из органических материалов, безусловно лежит будущее.”
ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ ВЫСОТЕ?
В мире высотных зданий, прогресс в разработке строительных материалов и програмного обеспечения постоянно толкает потолок зданий все выше и выше, этот процесс управляет инновациями, в то время как проектировщики вынуждены работать над решением новых проблем. Но разве это хорошая стратегия? Какой высоты будет достаточно?
“Желание создать что-то знаковое и что-то более высокое, чем существовало раньше, всегда будет существовать, но в настоящий момент это не то, что нам нужно", - говорит Малотт. Он не считает, что основное направление нашего будущего - это гигантские проекты, это скорее кварталы зданий высотой от 300 до 500 метров.
Как он объясняет, повышение эффективности, получаемое от плотного размещения людей в небоскребах, компенсируется возникновением других проблем, в том числе необходимостью для пользователей совершать две или более поездки на лифте, чтобы добраться до верхних этажей.
Другие ограничения - психологические и физиологические. Например, обитатели верхних этажей часто испытывают клаустрофобию, потому что не могут открыть окна и выйти на улицу. Чтобы обойти это, архитекторам необходимо спроектировать сады на крыше и другие открытые пространства на высоте, защищенные от ветра. Эвакуация в случае пожара - еще одна проблема зданий, где лестничных пролетов слишком много. То есть можно проектировать гораздо более высокие здания, но это сделает эвакуацию почти невозможной и не добавит жителям чувство безопасности.
Опыт пользователей
К счастью, развитие высотных зданий заключается не только в установлении новых рекордов высоты, но и в том, чтобы сделать сами здания более "умными" с помощью усиления компьютерных мощностей.
Малотт предсказывает, что по мере развития обучения машин и совершенствования искусственного интеллекта, компьютеры, которые когда-то были инструментами архитектора, станут лучше архитектора при выполнении повторяющихся проектных работ. Затем роль архитектора будет смещена для того, чтобы сосредоточиться на опыте пользователя, что само по себе получит импульс от улучшения сенсорных технологий. Обилие сенсоров, которые сейчас дешевле и лучше, чем когда-либо, будет действовать как центральная нервная система здания, считает Малотт, делая его гораздо более быстрореагирующим, чем раньше.
Мало того, что здание будет иметь возможность измерять и регулировать изменения в свете или проверять конструктивную устойчивость, но и сможет узнать своих пользователей, предоставляя каждому индивидуальный опыт, говорит Малотт. “Тогда связь между зданием и пользователей станет более тесной . Так же, как с нашими приложениями и нашей музыкой, здания смогут адаптироваться к каждому отдельному пользователю, и это изменит правила игры.”