27 мая 2019 г.
Мы живем в необычную эпоху — в эпоху городов. Сейчас в городах живет наибольший за всю историю человечества процент мирового населения. Наиболее эффективные города служат центром притяжения для инноваций, возможностей и талантливых людей. Но такие города сталкиваются с парадоксом: чем привлекательнее становится город, тем больше он приобретает проблем, связанных с доступностью жилья, загруженностью дорог и экологической обстановкой. А эти проблемы, в свою очередь, негативно сказываются на главном качестве, формирующем притягательность города.
Одно из важнейших условий, влияющих на конкурентоспособность города, — это продуктивный рост плотности населения при повышающемся качестве жизни и инфраструктуры. Именно баланс этих факторов обеспечивает комфортное взаимодействие сотен тысяч людей, торговлю и обмен информацией. Огромную роль в этом играют современные стратегии застройки: от продуманного комплексного планирования до цифровых технологий, позволяющих снизить загруженность дорог и повысить вовлеченность городской администрации.
Сделать жизнь лучше
Лучшие инновации в области транспорта — те, которые устраняют препятствия для естественного передвижения пешеходов. Они повышают количество людей, имеющих доступ к городской системе, и улучшают качество обслуживания и жизни в целом.
Технические инновации в сочетании с продуманным дизайном делают города и здания более привлекательными. Качество жизни значительно повышается благодаря комплексным решениям для вертикального перемещения. Так, одна из новинок, позволяющих повысить проходимость и оживленность зданий, — это лифты, оснащенные алгоритмами управления вызовами.
Однако достижения в области вертикального перемещения — это только часть ответа. Очень важно рассматривать маршрут типичного горожанина в целом, а не только оптимизировать отдельные его отрезки. Даже если лифт функционирует идеально, это не принесет большой пользы, если перемещения на предыдущем или следующем отрезке вызывают затруднения или плохо вписываются в общий маршрут. Если мы экономим 30 секунд, ожидая лифт, но теряем 30 минут на другом участке пути, это может заставить нас вообще отказаться от поездки.
Поэтому необходимо рассмотреть, каким образом комплексное городское планирование, учитывающее «промежуточные» области, возникающие при смене видов транспорта и на стыке пользовательских групп, вносит вклад в успешность города в целом.
Пионеры и последователи
В высокоэффективных городах по всему миру при активной поддержке властей происходит внедрение интеллектуальных решений, повышающих качество жизни. Во многих крупных городах европейских стран такие решения используются уже давно. Пример — Амстердам и Роттердам в Нидерландах.
Однако порой в городах, прибегнувших к цифровым решениям лишь недавно, отмечается более высокий уровень внедрения таких услуг по сравнению с городами-первопроходцами. Например, в Нью-Йорке система электронного правительства работает уже почти десять лет, но в Мехико-сити за меньший срок добились более активного использования аналогичной технологии. Самый высокий уровень проникновения сервисов электронного заказа такси отмечен в Москве и Сан-Паулу; такие сервисы значительно повышают доступность и комфорт передвижения. В Москве и Дубае многое сделано для того, чтобы «оцифровать» работу органов власти и перевести ее в Интернет.
Быстрее всего интеллектуальные решения внедряются в городах, страдающих от быстрого роста населения и активного уплотнения. Шанхай, Гонконг, Сеул и Сингапур входят в небольшую группу городов, более 30% населения которых регулярно использует описанные технологии в повседневной жизни.
Уроки азиатских городов
Европейские города традиционно задают стандарт качества жизни, в то время как азиатские демонстрируют, как быстро вывести инфраструктуру на новый уровень. Азиатские города превзошли европейские по степени внедрения интеллектуальных стратегий отчасти потому, что их власти изначально больше полагались на технологии и более позитивно восприняли стратегии шеринг-экономики. Кроме того, перед городами Азии стояли более серьезные проблемы.
На сцену постепенно выходят города Африки: во многих африканских странах наблюдается масштабная миграция из сельских районов, и стремительный рост городов — это и следствие, и фактор экономического развития. Скоро города «черного континента» вступят в борьбу с Европой и Азией за кадры и инвестиции. Кроме того, чтобы идти в ногу с остальным миром и поддерживать конкурентоспособность, их властям придется внедрять и поддерживать международные стандарты качества жизни.
Предполагается, что такие города будут активно прибегать к интеллектуальным стратегиям, чтобы решить проблемы загруженных дорог, низкой доступности жилья, загрязненной окружающей среды и низкой вовлеченности органов управления.
Решить задачи, стоящие перед крупными городами, помогают технические инновации: электронный заказ каршеринга, системы интеллектуального учета потребленных ресурсов, цифровые платежи, проходящие в реальном времени, и цифровые решения, повышающие мобильность.
Эффективность зданий повышается благодаря системам управления климатом, предвосхищающим потребности пользователей и адаптирующимся к ним в реальном времени. Достижения в области вертикального перемещения повысят эту эффективность еще больше, позволив увеличить полезные площади и сделав перемещение более комфортным.
Инновации в области автономного транспорта (особенно беспилотных транспортных средств), внедрение сетей 5G и растущее проникновение шеринг-экономики во многом изменит внешний вид городов: тротуары станут шире, парковки — меньше; площади, занятые сейчас личным транспортом и имуществом, будут использоваться по-другому.
Главная ценность городов
Чтобы городское планирование было жизнеспособным, необходимо учитывать грядущие перемены и побуждать власти к действиям, компенсирующим недостатки и фиксирующим преимущества таких изменений.
Однако технические инновации и рациональное планирование — это средство, а не цель, и представляют собой только часть решения. В первую очередь нужно ответить на вопрос: чего мы пытаемся достичь? Лишь после этого можно предпринимать активные комплексные действия.
В будущем мы станем все активнее требовать, чтобы технологии удовлетворяли наши потребности, вместо того чтобы самим адаптироваться под функциональные ограничения имеющихся технологий. Горожане, промышленники, градостроители и представители органов власти объединятся, чтобы решить, как воплотить в жизнь главную ценность города для как можно большего числа людей с минимальными государственными расходами.
Как сказал американский журналист Герб Каен (Herb Caen), «город измеряется не протяженностью или шириной, но широтой замыслов и высотой мечты».
Кристофер Чоа — вице-президент компании AECOM, член правления Института городских земель и консультант Совета по инфраструктуре при мэрии Лондона. Эта статья была впервые опубликована в Urban Journeys — KONE References 2018.