12 сентября 2019 г.
Если понятие «умный город» включает в себя высокоразвитую инфраструктуру информационных и коммуникационных технологий, «умные» электросети, инновационные архитектурные решения с «гибкими» пространствами, логистику «последнего километра» и заботу об окружающей среде, то проект «Умный Каласатама» уверенно отвечает этим требованиям.
«Цель проекта „Умный Каласатама“ проста: помочь Хельсинки стать самым функциональным городом в мире благодаря максимальному использованию новых технологий», — говорит Керкко Ванханен (Kerkko Vanhanen), руководитель программы городской реконструкции, начатой десять лет назад.
Градостроители Хельсинки намерены развивать проект «Умный Каласатама» в тесном сотрудничестве с органами власти, различными организациями, коммерческими предприятиями и в особенности с жителями района.
«Максимально сократив время в пути и расположив неподалеку все необходимые городские службы, мы рассчитываем освободить дополнительный час в сутках для наших жителей», — рассказывает Ванханен.
Основные стимулы: данные и мобильность
Успех проекта «Умный Каласатама» заключается преимущественно в использовании данных о поведении горожан. Именно это позволяет вводить различные удобные новшества, рациональнее эксплуатировать городскую инфраструктуру и разрабатывать новые цифровые сервисы.
«В Хельсинки имеется более шестисот баз данных разных типов, доступных для инноваторов и коммерческих компаний. И они уже используют эту информацию для разработки многообещающих решений», — отмечает Ванханен.
Примеры сервисов, где ключевую роль играют сбор и обработка данных, — это «зеленая» электросеть района, вакуумная система сбора и утилизации мусора, беспилотные автобусы (запущены летом 2019 года). В разработке находятся системы совместного использования электровелосипедов и доставки еды.
«В ноябре 2018 года во всех новых жилых домах появилась возможность отслеживать 12 различных показателей, описывающих использование электроэнергии, — рассказывает Ванханен. — В ближайшем будущем с помощью таких данных горожане научатся рациональнее использовать электроэнергию, а поставщики смогут точнее предсказывать пики потребления».
Еще одной важной задачей проекта, поставленной изначально, было понять, как те, кто живет и работает в Каласатама, перемещаются в пространстве.
Уже сейчас район отличается прекрасной транспортной доступностью: с другими районами Хельсинки его соединяют линия метро и автобусный маршрут, а скоро запустят и трамвай. Однако внутри района большую роль играют эскалаторы и лифты. Это объясняется плотностью населения и количеством высотных жилых зданий.
«Мы видим, что с течением времени все большую роль в системах перемещения пассажиров начинают играть искусственный интеллект, сенсоры и использование данных», — отмечает Ванханен. —
Кроме того, Каласатама — это пример района, в котором малые, но отличающиеся гибкостью инновационные предприятия и крупные, давно зарекомендовавшие себя компании, работающие в области транспортировки пассажиров, могут сосуществовать и плодотворно сотрудничать».