Каждые 60 минут в Мумбаи переезжают более 40 человек, в Лагос — примерно 70, в Дакку — более 60. В этих мегаполисах, как и во многих других, прогнозируемые темпы урбанизации составляют от одного до шести процентов в год. Главная проблема состоит в том, чтобы учитывать долговременные социально-экономические и экологические последствия этих изменений.
«Нельзя говорить об устойчивой урбанизации, не затрагивая траекторию ресурсов», — отмечает Фиона Ву (Fiona Woo), специалист по вопросам политики в области климата и энергетики Совета мирового будущего. По словам Ву, важно анализировать, какие ресурсы использует город, откуда они поступают и в каком количестве требуются. Это разумное предложение.
«С помощью существующих технологий можно отслеживать траекторию любых материалов и энергоресурсов, а затем выявлять участки, требующие оптимизации», — говорит Луис Бетанкур (Luis Bettencourt), специалист по теории сложных систем, профессор института Санта-Фе.

УМНЫЙ ШАГ В БУДУЩЕЕ?
Помимо этого, популярной становится оптимизация городской среды с использованием технологий — так называемые «умные города». «Это в первую очередь технические разработки, позволяющие использовать данные, чтобы оптимизировать функционирование и совместную работу различных систем, — говорит Бетанкур. — Думаю, они могут помочь городским властям эффективнее удовлетворять запросы горожан».
Однако у активного инвестирования и строительства есть и свои риски. Бетанкур приводит в пример Китай, где строительство городов, дорог, небоскребов, доступного жилья и промышленных зон ведется высокими темпами. «Мегаполисы как будто сходят с конвейера, и в долговременной перспективе это может иметь негативные последствия — во всяком случае, таков опыт Запада», — говорит он.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Именно по этой причине социальное жилье необходимо тщательно планировать. «Франция и Великобритания — типичные примеры провальных проектов в области социального жилья. В пригородах Парижа и Лондона возникли „вертикальные трущобы“, и со временем это вызвало множество социально-экономических проблем, — отмечает Бетанкур. — Крайне важно не только строить жилье, но и учитывать соответствующие социоэкономические механизмы».
Так, в последние тридцать лет в Бангладеш отмечается высокий уровень урбанизации (4,19%), но при этом 60% населения страны живут в трущобах. Именно такая «бездумная» урбанизация, по мнению многих, вызвала проблемы в области инфраструктуры, общественного транспорта, жилья, доступности воды и санитарных условий, электроснабжения, вывоза бытовых отходов, а также здравоохранения и образования — и этот список можно продолжать.
«Проблемы, для решения которых требуется сравнительно немного усилий, устраняются быстрее, чем те, где вдобавок к строительству необходимо тщательное планирование», — говорит Бетанкур. В пример он приводит Мумбаи. «Власти одобряют возведение высотных зданий, но во многих из них отсутствует канализация и постоянное водоснабжение, поскольку для этого требуются физические усилия — копка траншей, прокладка трубопроводов и т. д. Однако такие удобства, как электричество и телекоммуникации, есть даже в бедных районах, поскольку провести их сравнительно несложно», — поясняет он.
УСТОЙЧИВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Впрочем, есть города, которые подают прекрасный пример всему миру. В Медельине (Колумбия) за сообщение между районами отвечает не только метро, но и фуникулеры. «Такая система возникла благодаря стремлению укрепить социальные связи внутри города», — замечает Бетанкур. Эффективная работа над созданием устойчивой городской среды ведется в Европе (Франкфурт, Роттердам) и США (Бостон и Портленд). И, безусловно, особенно вдохновляет пример Сингапура: каждый городской район окружен садами и парками; программа обработки сточных вод покрывает 30% нужд города в чистой воде; наконец, тщательно продуманная транспортная сеть (метро и автобусы) позволяет легко добраться из одного конца города в другой.
«Существуют разные подходы к созданию комфортной городской среды, но не все из них отличаются устойчивостью», — подводит итог Ву. Целью каждого государства должен стать анализ имеющейся городской среды, поиск устойчивых решений, отвечающих местному контексту, и возведение городов, которые выдержат испытание временем.